Прием на работу учителя в летний период. Сколько длится отпуск у учителей. Право на длительный отпуск для учителей

Пока на дворе февраль и всё ещё властвует эпидемия гриппа, в школах продолжают вводить карантин (если вы родитель и набрели на эту статью в поисках своих вопросов про карантин, то вам ).

Ну и не будем забывать, что скоро каникулы. И многие учителя (особенно молодые) задаются вопросом: а что должен делать учитель во время карантина и каникул?

Данная статья посвящена учителям. Я попытаюсь кратко разъяснить некоторые аспекты «карантинной» и «каникулярной» жизни учителя.

Начнём с каникул, всё-таки они имеют четко определённые рамки и являются обязательными перерывами в работе школы. Карантины случаются реже, временные рамки определяются произвольно управлением образования региона и об этом скажем чуть ниже.

Что должен делать учитель во время каникул?

Все вопросы, связанные с работой учителя, ему должны разъяснить в школе. Но учителя народ любопытный, хочется заранее обо всём знать и иметь представление.

Уроков нет, но учитель должен ходить в школу в обязательном порядке (он ведь на работе) и проводить там как минимум 4 часа в день. Время каникул — такое же рабочее время, которое оплачивают как и обычные школьные будни. К счастью, если у вас шестидневка, субботу могут сделать выходным днём. По крайней мере у нас было так.

Если вас не загружает какими-то делами администрация школы, то учитель может проверять тетради, готовить уроки и т.д. Это из приятного. Перейдем к не очень приятному (для меня было так).

Вас могут привлечь в школе:

  • к работе воспитателем или педагогом-организатором (а может, и тем и тем) в лагере дневного пребывания. Это всем известная площадка при школе, только проводится она не летом, а ещё и во время осенних или весенних каникул.

Многие родители, чтобы дети на каникулах не болтались, записывают своего ребёнка в этот лагерь, где его развлекают, кормят, водят в кино и т.д. Учитель будет здесь как вожатый или воспитатель. А учителя таких дисциплин, как: музыка, физкультура, ИЗО, ОБЖ — руководители кружков. Они проводят небольшие познавательные уроки, чтобы чем-то занять и развлечь воспитанников лагеря.

Минус таких лагерей для учителей — занимают практически все каникулы (5 дней в неделю) и дополнительно не оплачиваются, а работать в них особо никто не хочет. Поэтому и привлекаются в основном молодые педагоги и те, кто не может отказаться.

  • заполнять журналы (в бумажных много всякой дополнительной писанины), работать с личными делами и другими документами;
  • заниматься с отстающими учениками ;
  • в какой-то из дней вы можете «откосить» от работы в школе, если вы организованно с родителями куда-нибудь выезжаете или выходите с классом . Для этого с вас потребуют заявление.

Заявление классного руководителя при проведении любого внешкольного или школьного мероприятия (во время учёбы и каникул)

Сейчас я приложу для вас образец такого заявления, который вы можете использовать и для любых других выездов с классом и даже для проведения обычного классного чаепития (то есть любого мероприятия внутри или вне школы, которое проводит классный руководитель). Но для начала перечислю несколько правил написания такого заявления .

1. Пишется на имя директора школы и за несколько дней до выхода, чтобы успел подписать директор.

2. Указываете название мероприятия, дату, место, класс.

3. Указываете своё ФИО и имена сопровождающих лиц (на каждые 10 человек детей должен быть 1 взрослый, например: на класс из 30 человек должно быть трое взрослых в сопровождении, могут быть учителя или родители).

4.Прописываете ФИ каждого ученика списком (кто участвует в мероприятии).

5. Дата написания заявления, подпись классного руководителя.

Заявление примерное. Во всяком случае, всегда уточните, как нужно оформлять заявление в вашей школе у администрации или руководителя МО (методического объединения).

В общем, каникулы для учителя — не то, что каникулы для школьника. Придётся пахать не меньше, чем во время уроков. По крайней мере в это время можно прийти чуть попозже, уйти чуть пораньше и носить не деловой костюм, а джинсы и кроссовки.

Во время карантина учитель посвободнее, чем во время каникул, поскольку это вынужденный простой в работе и никаких дел с детьми (типа лагеря), разумеется, не будет.

Но учитель в любом случае должен приходить на работу и проводить в школе не менее 4 часов: проверять тетради, готовить уроки и прочее. Я в это время расслаблялась после тяжёлого месяца работы и карантин пришёлся кстати. Главное, сами не заболейте. Так как больничный лист нужен будет в любом случае.

Многие учителя спрашивают, нужно ли записывать темы в журнал , которые должны были изучаться в карантинное время. Если карантин объявлен во всём городе, то не нужно. Если только в вашей школе, то скорей всего тоже нет, потому что школа ведь официально выходит на карантин и у неё будут проверять справки болеющих детей. В любом случае, эту информацию вам должна сообщить администрация, но знать заранее всегда приятнее.

И будьте готовы к тому, что из-за карантина придётся удлинить учебный год на несколько дней. Не обязательно, что все будут учиться до какого-то числа июня, просто официально вы будете именно до этого времени проставлять даты и темы в журнале, чтобы к концу года программа была пройдена.

Уважаемые учителя! Если вам есть, что добавить или замечания, то напишите комментарий. Буду рада ответить каждому. До новых встреч!

Первая неделя без детей обычно уходит на сдачу отчётов и просроченных документов. Время воспоминаний для руководителей МО, секций, клубов и т.д. Именно в конце года они не досчитываются сценариев, разработок уроков, самоанализов.

Списки «недоделок» занимают свои почётные места на опустевших стендах - и понеслось…Педагоги - передовики (или «коммунистки» в нашей школе) в этой гонке не участвуют. В списке только самые забывчивые . Принтер работает как сумасшедший, классные журналы вне зоны доступа. Каблуки меняются на балетки.

Очередь перед кабинетом завуча - как в гастроном в дефицитные годы. Но лично я люблю этот период. Все такие улыбчивые перед отпуском, весёлые. Тем более, что я гордо именуюсь «коммунисткой».

Дело №3. Перепись населения шкафов

Среднестатистический учитель проводит 2-3 дня июня или августа за наведением порядка в шкафах. Шкафы - это больная тема для образования. Каждая проверка в первую очередь исследует шкаф на наличие туфель, чашек, плоек и т.д.

Источник фото: pixabay.com

Затем начинается перебирание папок. Все должны быть под номерами, подписаны и занесены в паспорт кабинета. Один раз сделал - и готово.

Но за целый год набирается материалов на 2-3 новые папки. А их включение в «реестр» - это целая цепочка вновь перепечатанных документов. Вот и приходится заново всё переписывать. Перепись населения шкафов. Ни дать ни взять!

Дело №4. Кофе-пауза

Все пьют кофе на работе. Но учитель на каникулах за день выпивает месячную норму экономиста. А что прикажете делать?

С историком надо обсудить математика, с биологом - физика, с «русицей» - историка. Это замкнутый круг. Кофе со свежей сплетней не желаете? Это особенность женского коллектива. Главное не нарушить негласный закон - сплетня не должна выходить за пределы кабинета.

36 часов - не норма, а максимум

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени).

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Однако в статье 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение. Там указано, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» - это не общеустановленная и не обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени. Это ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от ее наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.

С учетом этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее - постановление №191) педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена для категорий педагогических работников, предусмотренных в пункте 1 приложения к постановлению №191. Норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю либо 720 часов в год, зафиксирована для категорий работников, перечисленных в п.п. 2 и 3 приложения к этому постановлению. Например, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена для старших воспитателей всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена:

Старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования;

Педагогам-психологам;

Методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;

Социальным педагогам;

Педагогам-организаторам;

Мастерам производственного обучения;

Старшим вожатым;

Инструкторам по труду образовательных учреждений;

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

Инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлена норма часов за ставку, - на основе ставок заработной платы.

Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой - лишь нормируемая часть рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191).

Помимо преподавательской нагрузки

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

Должностные обязанности работников, ведущих педагогическую работу помимо преподавательской работы, конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

При этом характер вышеназванной педагогической работы предусматривает, что ее выполнение, как правило, осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особом режиме рабочего времени, для дежурства учителей во время образовательного процесса. Педагогические работники привлекаются к дежурству по образовательному учреждению в рабочие дни не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия.

Так что же делать в каникулы?

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, - для них рабочее время. Продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

Руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

В этот период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени. При этом речь идет о рабочем времени, соответствующем установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза

Отпуск в этом году закончился рано, 9 августа уже вышла на работу. И люди вокруг удивляются - чем я, учительница, занимаюсь в школе, если дети в это время вовсе на каникулах. :)
Ну...
Рассказываю.
И показываю.
С подробностями, чтобы совместить пост развлекательный с постом, возможно, полезным для молодых педагогов-хореографов.

Рабочее место учительницы летом.

У учительницы на столе лежат распечатанные программы на этот учебный год по разным предметам и для разных классов, чистые листы бумаги, ручка, и открыто видео с майским экзаменом одного из классов. Учительница смотрела видео и вспоминала, всё ли успели пройти из программы в прошлом году. За моё беспокойное лето эта информация из головы выветрилась.

В этом учебном году у меня будут: 2 класс (веду я у них ритмику, танец и гимнастику), 6 класс (классический и современный танцы) и объединённые в одну группу 7 и 8 классы (классический и современный танцы). Итого - 7 предметов у разных классов, соответственно, распечатала я себе 7 программ. Начинаю колдовать...

Беру программу классического танца для 6 класса (к примеру), и "делю" все имеющиеся в ней движения на два полугодия. "Делю" не от балды, конечно. :)
В любом виде танца движения даются в развитии, от простого к сложному. В программах чаще всего не написано, изучается движение в первом полугодии или во втором. Разработчики надеются, что в вузах учительниц этому научили. Как показывает практика, научили не всех. Но мне повезло. :)
Так что, делю, учитывая этот момент.

Для молодых педагогов: если вам не повезло, как мне, берите методичку по вашему предмету и делайте шпаргалку: выписывайте себе порядок изучения каждого движения в развитии. Пригодится в будущем.

Теперь отобранный учебный материал первого полугодия распределяю на 4 месяца - с сентября по декабрь, т.е. составляю календарный (помесячный) план. То же самое делаю с материалом 2 полугодия.
Дальше из учебного материала, распределённого на сентябрь и октябрь, сочиняю из движений комбинации, которые буду постепенно выдавать детям, чтобы к концу 1 четверти сложился полноценный урок, и весь распределённый на это время материал был выдан. То же самое делаю для 2-й четверти. И для 3-й, и для 4-й.

Тут как раз запечатлён процесс сочинения комбинаций, белый лист перестал быть белым.)

В некоторых школах еще требуют писать поурочные планы. И для молодых специалистов, я считаю, это нужная история. Для этого считаем, к примеру, сколько уроков нужно выдать в 1 четверти, равномерно распределяем на это количество материал 1 четверти и по каждому уроку расписываем, какие движения мы будем конкретно в этот урок выдавать. Всё то же самое повторяем для 2 четверти, и для оставшегося полугодия.
С таким подробным планированием мучаешься долго, но зато потом нет проблем: всегда готов к уроку, знаешь, что делать, можешь предоставить план урока (при проверках требуют), и программный материал обычно всегда успеваешь выдать.

У нас же в школе поурочные планы писать не требуют, и я уже обхожусь без них, планирую каждый урок, что называется, устно.

Итак, ура, расписала таким образом программу классического танца для 6 класса.
И осталось всего-то 6 других программ.))

Надо сказать, хорошо, когда эти программы по разным предметам существуют. Бери готовое, думай, планируй, работай. В моём же случае часто бывает так, что программы нет. Тогда учительница садится и пишет её с нуля. Потом отдает на рецензирование, и только после положительной рецензии и утверждения программы методическим советом школы ею можно начинать пользоваться.

Сейчас строчу две такие программы, но это отдельная песня.

Вот этим и занимаются учителя в школе, когда дети на каникулах.
Пишут бумажки, планируют события учебного года. А ещё встречаются с коллегами на методических объединениях, педсоветах, ездят за тканями для новых костюмов, заказывают купальники, юбки, танцевальную обувь...
И радуются, что выбрали себе такую неспокойную профессию. ;)

А вы готовы к новому учебному году? :)

Статистика показывает, что большинство педагогов жалуются на огромную рабочую нагрузку, этот фактор является самым демотивирующим. Учителя не имеют времени на размышления и анализ собственной деятельности, им элементарно.

Педагоги не ощущают баланса между работой и жизнью за пределами школы, ведь большинство из них не могут избавиться от значительной бумажной работы, которая забирает у них все дни и вечера.

Разнообразная деятельность педагогов в летний период

Профессия учителя считается одной из самых стрессовых ремесел. В конце учебного года педагогам нелегко справится с детскими шалостями и еще труднее организовать отдых во время летнего периода. В голове остается множество мыслей о не проделанной работе: школьный лагерь, неподготовленная документация, ремонт, планы уроков на следующий год. Не смотря на все это, необходимо расслабиться и отвлечься.

Учителя - занятые и в тоже время творческие личности.

Учителя по-разному проводят каникулы, но при этом каждый день лета у них не похож не предыдущий.

Во время летних каникул учителя предпочитают:

  • . Обмениваться опытом и знаниями на специализированных форумах и курсах повышения квалификации. Совместить приятное с полезным и посетить музеи, кинотеатры, театры, что позволяет проникнуться положительными эмоциями и расслабиться.
  • . Навести порядок в документации, рабочих планах, и провести мониторинг, проделанный за год работы. Принять участие в различных конкурсах и мероприятиях, запланированных в летний период для педагогов в базах отдыха.
  • . Удовлетворить творческий голод: методические и художественные книги, журналы, Интернет, наметки на новую деятельность. Это помогает отдохнуть и не заблудиться в океане знаний.
  • . Провести больше времени с любимыми учениками: организовать экскурсии, поездки, литературные и творческие встречи.
  • . Заниматься работой только по необходимости. За время учебного года многие устают от постоянной подготовки к урокам, потому учителя готовы делать все: гулять, готовить, читать, ухаживать за питомцами и огородом, чтобы хотя бы на несколько месяцев забыть нелегкое ремесло.
  • . Провести интересные мастер-классы и заседания с коллегами, работать с одаренными детьми, посетить «неблагополучные» семьи. Провести время в выставочных залах, театрах.

Для каждого педагога летние каникулы - это не только время отдыха, но и время когда можно самому научиться чему-то новому, открыть новые горизонты для себя, чтобы потом научить этому своих учеников. 56 календарных дней пролетают быстро, только отвлекся, и не заметил, как снова занимаешься любимым делом.

Продуктивные летние каникулы для педагога - залог успешного учебного года.

Редакция «сайт».