Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов играемся

В 2006 году был запущен портал «Еди н ая к оллек ц ия о б р азователь н ых р е сурсов » (www.school-collection.edu.ru), объединяющий ресурсы, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.

Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.

Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.

В основу рубрикации ресурсов портала положен стандарт, разработанный в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и использующийся для рубрикации широкого спектра размещаемых в хранилище материалов. Это обеспечивает информационную интеграцию с другими компонентами Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Каталог является основой рубрикации и навигации по ресурсам портала. Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

    Коллекции – включающий предметные коллекции, тематические коллекции и коллекцию ресурсов культурно-исторического назначения. Следует отметить, что особый интерес пользователей вызывают ресурсы последней коллекции из указанных (коллекции произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа).

    Инструменты – включает инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса: учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, тренажеры и т. д.

    Электронные издания – включает материалы энциклопедии «Кругосвет» (статьи, подборки справочных материалов) и статьи журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Школьная библиотека».

    Ресурсы учителей – предназначен для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов коллекции в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участниками образовательного процесса.

Важным направлением развития Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов является создание и поддержка функционирования региональных коллекций:

    комплектов ЦОР к учебникам, обеспечивающим региональную компоненту учебного плана;

    региональных тематических коллекций;

    ресурсов, разработанных учителями и методистами региона.

Региональные коллекции Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов созданы в следующих регионах РФ и городах: республиках Карелия, Марий Эл и Чувашия, Красноярском и Хабаровском краях, Ивановской, Новосибирской, Тверской, Челябинской и Ярославской областях, городах Новосибирск и Реутов Московской области и др.

Важным обстоятельством является то, что все цифровые образовательные ресурсы портала обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе. С целью соблюдения авторских и смежных прав доступ к ряду ресурсов возможен лишь с территории Российской Федерации.

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Цель работы заключалась в разработке научно-методических основ и концепции построения и функционирования децентрализованной системы образовательных ресурсов на базе системы хранилищ электронных образовательных ресурсов для создания единого информационного пространства с обеспечением доступа и распространения ресурсов от поставщика к потребителю.

Находится в открытом доступе с 2006 г.

  • «Каталог ресурсов» является основным средством навигации, предоставляющим доступ ко всем типам учебных материалов. Позволяет быстро найти необходимый ресурс благодаря разработанной рубрикации, основными осями которой являются «Класс» и «Предмет».
  • «Коллекции». Раздел содержит различные тематические и предметные коллекции. Особый интерес пользователей вызывают ресурсы, разработанные и поставленные крупнейшими хранителями культурно-исторического наследия России: ресурсы коллекций произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также предметов, представленных в залах экспозиции Государственного исторического музея.
  • «Инструменты». Раздел предоставляет пользователю различные инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса.
  • «Электронные издания». В разделе представлены цифровые копии научно-популярных журналов «Квант», «Наука и Жизнь», «Химия и Жизнь», а также материалы энциклопедии «Кругосвет».
  • «Региональные коллекции». Это система «зеркал» Единой коллекции в регионах, что дает возможность не только получить доступ к федеральным образовательным ресурсам, но и создать и разместить региональные ресурсы, тем самым обеспечить этно-культурные потребности участников образовательного процесса.
  • «Новости». В разделе освещаются события, связанные с образованием и наукой в Российской Федерации, а также отражаются публикации на сайте новых учебных материалов и коллекции.

В 2013 году были разработаны программные модули, позволяющие оптимизировать взаимодействие центрального (федерального) хранилища Единой коллекции электронных образовательных ресурсов и существующих региональных узлов, предоставляющих доступ к ресурсам региональных «зеркал» хранилища. Такими подключаемыми программными модулями являются:

  • репозитории,
  • модули обновления,
  • модули хранения электронных образовательных ресурсов,
  • модули передачи электронных образовательных ресурсов.

Единая коллекция ЦОР представляет собой один из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений России.

Рисунок 1.7. Сайт «Единая коллекция ЦОР»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) (рис.1.7).

Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.

Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе.

Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы - и по современным стандартам, и в преподавании в соответствии с новыми стандартами. Все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе.

В Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов:

1. Информационные источники для системы образования:

· элементарные информационные источники (графическое изображение, текст-описание, фотоснимки);

· информационные источники простой структуры (учебный текст, тексты-объяснения);

· информационные источники сложной структуры – ИИСС (Гипертекст: в текст могут быть включены ссылки на ресурсы);

2. Информационные инструменты:

· инструменты учебной деятельности - ресурсы, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, звука и видео, компьютерных лабораторий.



· инструменты организации учебного процесса - ресурсы для методистов, учителей и школьных администраторов, использование которых позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контролировать и анализировать знания учащихся и хода учебного процесса и пр., т.е. осуществлять информатизацию процесса управления образовательным учреждением;

3. Учебно-методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов:

· инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК.

Демонстрационные материалы:

· плакат – иллюстрация (рис.1.8);

Рисунок 1.8. Плакат-иллюстрация

· плакат– схема (рис.1.9);

Рисунок 1.9. Плакат-схема

· интерактивная таблица (рис.1.10);

Рисунок 1.10. Интерактивная таблица

· презентации (рис.1.11);

Рисунок 1.11. Слайд презентации

· видеоролики (видеофрагменты, видеоэкскурсии, анимации) (рис.1.12);

Рисунок 1.12. Видеофрагмент

Материалы для практических занятий:

· задания-конструкторы (рис.1.13);


Рисунок 1.13. Задания-конструкторы

· задачи (рис.1.14);

Рисунок 1.14. Задачи по математике

Материалы для контроля и аттестации (рис.1.15)


Рисунок 1.15. Материалы для контроля и аттестации

На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рубрике «Инновационные учебные материалы» размещено несколько информационных источников сложной структуры. Рассмотрим некоторые из них.

ИУМК «Графика плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш») (рис. 1.16).

Рисунок 1.16. ИУМК «Графика плюс»

Основная цель этого ресурса – дать представление учащимся о технологиях цифрового видео, цифрового звука, 3-d моделирования, а также практические навыки обработки звука, видео и графики.

Комплекс охватывает следующие темы: основы компьютерной графики, представление цвета в компьютере, растровая графика цифровое видео, цифровой звук. В состав комплекса включено лицензионное программное обеспечение (рис. 1.17).

Рисунок 1.17. Заставка комплекса «Графика плюс

Информационный источник сложной структуры «Основы компьютерных сетей» (ЗАО «Е-Паблиш») поддерживает преподавание курса «Телекоммуникационные технологии» с помощью наборов анимированных аудиолекций, слайдов-иллюстраций, тестов и т.д.

В состав ресурса включены конструктор уроков для учителя, а также конструктор школьных сайтов (рис. 1.18).

Рисунок 1.18. Заставка ИИСС «Телекоммуникационные технологии»