Давайте отдохнем! Тема «Ветер» в подвижных играх для детей. Игры зимой для детей старшей группы в детском саду Подвижные игры снежинки и ветер цель

Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Метель»

Слышен сильный вой метели:

У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У!

(Показываем, как воет ветер.)

Гнутся сосны, гнутся ели

На ветру, на ветру.

Все попрятались от ветра -

Кру-ру-ру! Кру-ру-ру!

(Наклоняемся вперёд.)

Кто в дупло залез на время,

Кто в нору, кто в нору.

(Приседаем.)

Вихри снежные кружатся -

Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!

(Кружимся на месте.)

И сугробы уж ложатся

Поутру, поутру.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Перепрыгиваем через сугробы»

На полу расставлены один за другим предметы разной высоты. Это сугробы. Дети должны перепрыгнуть через них. В конце игры воспитатель отмечает тех, кто не задел и не уронил ни одного предмета.

Метель намела много снега. Вот какие сугробы получились. Как же их преодолеть? Придётся перепрыгивать.

Зимние загадки

Снег ложится на поля,

Стала белой вся земля.

Всюду белые дома.

Это к нам пришла... (зима).

Во дворе горой,

А в избе водой. (Снег.)

С неба звёздочка упала,

Поблестев немножко,

И холодной каплей стала

На моей ладошке. (Снежинка.)

Белая морковка

Зимой растёт. (Сосулька.)

Детки сели

На карниз

Всё время вниз. (Сосульки.)

И не снег, и не лёд,

А серебром

Деревья уберёт. (Иней.)

Игра «Холодно - горячо»

Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, - «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден.

Игра «Спасаемся от мороза»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы ручки не замёрзли,

Будем вместе хлопать.

(Хлопаем в ладоши.)

Чтобы ножки не замёрзли,

Будем сильно топать.

Ну-ка быстро - раз-два-три -

Всё сначала повтори.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Топ-топ-топ!

(Хлопаем в ладоши и потом топаем.)

Чтобы ушки не замёрзли,

Их ладошкой разотри.

Носик тоже, щёчки тоже -

Их ладошками потри.

Ну-ка быстро - раз-два-три -

Всё сначала повтори.

Ушки трём,

Носик трём,

Щёчки тоже мы потрём.

(Делаем растирание.)

Нам мороз не страшен -

Прыгаем и пляшем!

(Прыгаем и приплясываем.)

Игра «Деревья»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Летом все деревья

Ярко зеленели.

На красивых ветках

Листики висели.

(Трясём кистями рук.)

Осенью деревья

Быстро пожелтели.

И на всех деревьях

Листья облетели.

(Наклоняемся вперёд и касаемся руками пола.)

Снег летит, кружится.

К нам зима пришла.

Для деревьев шубки

Белые нашла.

(Показываем: надеваем шубки.)

Игра «Холодные и горячие слова»

Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово - «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово - «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).

Игра «Ивушка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Подрастает ивушка,

(Поднимаем руки вверх.)

На ветру качается.

(Качаемся из стороны в сторону.)

И всё больше ивушка

К речке наклоняется.

(Наклоняемся вперёд.)

Низко ветви длинные

Над водой свисают.

(Разводим руки немного в стороны и качаем расслабленными кистями.)

Свои ветви ивушка

В воду опускает.

(Приседаем.)

Игра «Знаем деревья»

Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши. Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др.

Игра «В зимнем лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайчик скачет по тропинке

Вот так, вот так.

(Прыгаем на месте.)

Лапками дерёт осинку

Вот так, вот так.

(Показываем.)

Тетерев летает следом

Вот так, вот так.

(Машем руками.)

Ночью прячется под снегом

Вот так, вот так.

(Приседаем.)

Игра «То зверь, то птица»

Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры.

Игра «Горностай»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Горностай, горностай,

Лапки выше поднимай.

(Поднимаем руки вверх.)

Горностай, горностай,

Головою покачай.

(Качаем головой из стороны в сторону.)

Злого волка обмани -

Замети следы свои.

(Разводим руки немного в стороны и качаем вправо-влево.)

Горностай, горностай,

Поскорее убегай!

(Бежим на месте.)

Загадки про лесных зверей

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать.

Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.)

Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.)

Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.)

Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.)

Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.)

Игра «Щука»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Щука плавает в воде,

Щука плавает везде.

(Делаем движения, как будто плаваем.)

На поверхность выплывает,

(Поднимаем руки вверх.)

А потом на дно ныряет.

(Приседаем.)

Щёлк зубами злая щука,

А потом сидит без звука.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)

Хочет рыбку там поймать.

Как увидит рыбку - хвать!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Игра «Щука на охоте»

С помощью считалки выбирается Щука. Остальные игроки - рыбки. Воспитатель говорит: «Щука спит!» Рыбки плавают всюду весело играют. Потом воспитатель говорит: «Щука плывёт!» Щука отправляется на охоту и пытается поймать рыбок. Тот, кого она поймала, выбывает из игры. Победителем станет игрок, которого Щуке не удастся поймать.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Машут крыльями синицы

И щебечут: «Ци-ци-ци!

Можем мы собой гордиться.

Мы, синицы, - молодцы!»

(Машем руками, будто крыльями.)

На рябине засвистели

Снегири: «Фью-фью, фью-фью!

Ни морозы, ни метели

Не страшат нашу семью».

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

Воробей по ветке скачет:

«Чик-чирик, чик-чирик!»

Воробей зимой не плачет,

Унывать он не привык.

(Прыгаем на месте.)

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Кормушки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птичкам голодно зимой,

Нет кормушки ни одной.

(Качаем головой.)

Хоть какую пищу

Птички всюду ищут.

(Смотрим по сторонам.)

Мы кормушки поместили

За свои окошки.

(Выставляем руки вперёд.)

Мы насыпать не забыли

Семечки и крошки.

(Показываем: насыпаем семечек и крошек.)

Птички прилетели,

(Машем руками.)

На кормушки сели.

(Приседаем.)

Крошек поклевали,

Семечек поели.

(Стучим пальчиком одной руки по ладошке другой руки.)

Птички нас благодарят,

Из кормушек говорят:

«Вам спасибо! Улетаем,

Но вернуться обещаем!»

Пальчиковая игра «Идёт коза»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.

За ней козлёночек бежит,

Колокольчиком звенит.

(Трясём кистями рук, как колокольчиком.)

За козлёнком - серый волк.

(Показываем «когти».)

Он зубами щёлк да щёлк.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть волка.)

Но коза тут подбежала,

(Указательный и средний пальцы одной руки «бегут» по ладошке другой руки.) Злого волка напугала.

(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со... (Собака.)

Ба... (Баран.)

Ут... (Утка.)

Ло... (Лошадь.)

Ко... (Корова, коза.)

Игра «Лошадка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Лошадка бежит по дороге,

По снежной дороге зимой.

(Бежим на месте.)

Так резво бегут её ноги!

Стремится лошадка домой.

А вьюга сердитая воет.

Лошадку страшит её вой.

(Показываем: дуем и воем, как ветер.)

Но сильно пугаться не стоит.

Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

Лошадка бежит быстро-быстро,

Качает она головой.

(Качаем головой вправо-влево и вверх-вниз.)

Вокруг всё бело, серебристо.

Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

Игра «Нарисуй лошадку»

Ребята делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно подбегают к доске и рисуют какую-то часть тела лошади. В конце игры определяется, кто быстрее справился с заданием и чья лошадь оказалась красивее.

Игра «Санки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы на горку забирались

И с неё на санках мчались.

(Поднимаем руки вверх.)

Берегись! Посторонись!

Мчатся санки сверху вниз.

(Машем поднятыми вверх руками и опускаем их вниз.)

Мы на саночки садились,

Мы на саночках катились.

(Наклоняемся, приседаем и выставляем руки вперёд.)

Эй, держись! Берегись!

Мчатся санки сверху вниз.

(В приседе обнимаем себя.)

Игра «Зимние слова»

Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой.

Игра «Зимняя прогулка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Снег идёт, идёт с утра,

Поиграть уж нам пора.

Наденем на ножки

Тёплые сапожки.

А на ручки - рукавички,

Рукавички-невелички.

Спрячем ушки в шапку,

Шапку-ушанку.

Тёплый шарф на шею -

И гулять скорее!

Загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Съеду быстро с горки,

Проскочу пригорки.

Утром, спозаранку

Я качусь на... (санках).

Есть, ребята, у меня

Деревянных два коня.

Кони эти рыжи,

А зовут их... (лыжи).

Я бегу на них вперёд,

Даже ими режу лёд.

Они быстры и легки,

Мои новые... (коньки)

Игра «Пошёл король по лесу»

Дети встают в хоровод, один из них (водящий) - в центре. Все ходят по кругу и поют:

Пошёл король по лесу,

Нашёл себе принцессу.

Водящий выбирает себе из хоровода принцессу, берёт её за руки. Все дети произносят, выполняя соответствующие движения:

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Головкой покачаем,

А больше не играем.

Игра продолжается, но уже другой король выбирает принцессу.

Игра «Найдём слова»

Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах.

Зимой с неба падает... (снег).

Речка покрывается... (льдом).

Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую... (шубку, куртку).

На голову дети надевают зимнюю... (шапку).

На ручки дети надевают... (варежки), а на ножки... (сапожки).

Ребята катаются на... (санках, лыжах, коньках).

Игра «Тучи»

Тучи по небу плывут -

Были там, а стали тут.

(Поднимаем руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)

Тучи ниже опустились,

Над домами появились.

(Руки перед собой, качаем ими из стороны в сторону.)

Вот из туч летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

(Вращаем кистями рук.)

В воздухе они кружатся,

На земле ковром ложатся.

(Приседаем.)

Игра «Ветер и тучки»

Воспитатель играет роль ветра. Дети - тучки. Когда ветер дует, тучки движутся по небу: дети ходят по комнате, кружатся. Когда ветер перестаёт дуть, тучки останавливаются и замирают. Игра проводится несколько раз.

Игра «Снежинки»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Падают снежинки,

Белые пушинки.

Падают на плечи,

Падают на ножки,

Падают на щёчки,

Также на ладошки.

Падают на грудку,

Падают на нос.

С Северного полюса

Ветер их принёс.

Игра «Сугробы, снежки, сосульки»

Когда воспитатель произносит слово «сугробы», дети должны присесть, когда слово «снежки» - должны стоять и показывать кулачки, а когда слово «сосульки» - стоя, поднимают руки вверх. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Игра «Снежная королева»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Закружились, полетели

Все снежинки выше ели.

(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)

Выше клёна, выше крыши,

Выше сосен, дома выше.

(Тянемся вверх.)

Вот летят снежинки вправо,

Вот летят снежинки влево.

(Делаем фонарики вправо-влево.)

Вверх летят, внизу кружатся,

Как им скажет королева.

(Делаем фонарики, поднимая руки вверх и опуская вниз.)

Королеве снежной надо,

Чтоб весь день они кружились,

(Кружимся на месте.)

А потом чтоб тихо, плавно

Все на землю опустились.

(Приседаем.)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель говорит детям, что снежинки очень любят танцевать, и предлагает придумать танец снежинок. Когда звучит музыка, дети (снежинки) кружатся, красиво танцуют. Как только музыка заканчивается, дети приседают: снежинки опускаются на землю. Затем игра повторяется.

Игра «Деревья зимой»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Шапки снежные надели

Клёны, липы, сосны, ели.

(Показываем: надеваем шапки.)

Вот могучий старый дуб.

Снежный он надел тулуп.

(Показываем: надеваем тулуп.)

Ветер сильно вдруг подул,

И деревья он нагнул.

(Машем руками перед собой и дуем, как ветер.)

Все деревья закачались.

Шубы, шапки потерялись.

(Качаемся из стороны в сторону, трясём руками перед собой.)

Игра «Убираем снег»

На полу - кусочки белой бумаги. Это снег. Дети в двух командах быстро собирают свою часть снега, пока звучит музыка. Побеждает команда, которая успевает это сделать до того, как закончится музыка. Затем игра повторяется.

Игра «Иголки»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

У зелёной ёлочки

Колются иголочки.

Вот так, вот так

Колются иголочки.

(Выставляем руки вперёд, пальцы растопырены.)

У ежа, как и у ёлки,

Тоже колются иголки.

Вот так, вот так

Тоже колются иголки.

(Отводим руки назад, пальцы растопырены.)

Игра «Лесной хоровод»

Один участник игры - в роли ёлочки. Остальные ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

На этом можно закончить игру и выбрать новую ёлочку. Другой вариант: дети в хороводе продолжают петь песню, а выбранные участники (ёлочка, зайчик, волк и др.) инсценируют её.

Игра «Травка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Травку мы сажали,

(Показываем, как сажали.)

Травку поливали.

(Трясём кистями рук.)

Травка поднималась,

(Поднимаем руки вверх.)

На ветру качалась.

(Качаем руками из стороны в сторону.)

А зимой метели

Злые прилетели.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Ветер дул, ветер выл,

(Дуем, как ветер.)

Снегом травку всю покрыл.

(Приседаем, руки кладём на голову.)

Игра «Укрываем травку снегом»

Играют две команды. У каждой - лист зелёного картона. Это травка. Воспитатель разбрасывает по полу кусочки ваты. Это снег. Команды должны собрать свой снег и укрыть им свою травку. Победит та команда, которая сделает это быстрее.

Игра «Зайка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайке холодно зимой,

Он бежит к себе домой.

(Бежим на месте.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать.

(Прыгаем на месте и вперёд.)

Игра «Зайцы и Волк»

Роль Волка играет воспитатель (или кто-то из детей). Все дети - зайцы. Они прыгают, бегают, веселятся. Воспитатель говорит: «Волк!» Дети должны быстро спрятаться в домик (в заранее обозначенное место) или просто присесть и замереть. Того, кто не успел спрятаться, или того, кто пошевелился, Волк забирает. Игра закончится, когда все зайцы будут пойманы. Другой вариант окончания игры: победителем объявляется заяц, оставшийся последним.

Игра «Белка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Белка прыгнет выше всех

(Прыгаем на месте.)

И найдёт лесной орех.

Вот один, а вот другой.

(Тянемся вверх.)

Положила в кузов свой.

Белка с дерева - прыг-скок,

На земле нашла грибок.

(Прыгаем на месте.)

Вот один, а вот другой.

(Нагибаемся и выпрямляемся.)

Положила в кузов свой.

Собирала не напрасно -

(Качаем головой.)

Много на зиму запасов!

(Выставляем руки вперёд ладошками вверх.)

Игра «Белочкины запасы»

Белочка делает запасы на зиму: собирает орехи, грибы. Для игры можно использовать конструктор или большие пуговицы. Каждая из двух команд собирает детали конструктора (пуговицы) своего цвета и складывает их в свой тазик. Победит команда, которая выполнит задание быстрее.

Считалка «Лиса»

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Много есть

В лесу тропинок,

Много ёлок

И осинок.

Погуляли мы в лесу

И увидели лису.

По тропинкам,

По лужайкам

Догоняла

Она зайку.

Раз, два, три, четыре, пять

Ей зайчишку не догнать!

Игра «Зайцы и Лиса»

На полу - верёвочка, обозначающая заячий домик. Лиса (её роль может играть кто-то из детей, кого выберут по считалке) сидит в своём домике и спит. Зайцы прыгают, забегают на территорию Лисы. Затем воспитатель говорит: «Лиса идёт!» Лиса просыпается и ловит зайцев, а они бегут к своему домику. Того, кто не успел добежать, Лиса уводит к себе в домик. Воспитатель говорит: «Лиса ушла спать!» Зайцы снова бегают и прыгают. Игра окончится, когда останется непойманным один заяц. Он и станет победителем.

Игра «Воробьишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Воробьишка прилетел,

Скачет по дорожке.

(Прыгаем на месте.)

У него замёрзли крылья

И замёрзли ножки.

(Машем руками и топаем.)

Чтоб быстрей согрелись крылья,

Машем ими, машем.

(Машем руками.)

Чтоб быстрей согрелись ножки,

Прыгаем и пляшем.

(Прыгаем на месте.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных птиц. Дети должны изобразить, как двигается птица, какие звуки издаёт. Например, воспитатель говорит: «Превращаю вас в воробьёв!» Дети прыгают, машут руками, чирикают. (В случае затруднения можно это продемонстрировать, чтобы дети повторили.) Затем участники игры превратятся в курочек, петушков, гусей, уток, синичек и др. Тот, кто сможет изображать птиц лучше, чем другие, станет победителем.

Игра «Зимняя зарядка»

Встанем по порядку,

Выйдем на зарядку.

(Идём на месте.)

Ручки вверх подняли,

Сразу выше стали.

(Поднимаем руки вверх.)

Чтобы ножки укреплять,

Будем мы в снегу шагать.

(Идём на месте, высоко поднимая коленочки.)

На носочки поднялись -

Вверх и вниз, вверх и вниз.

(Руки на поясе, встаём на носочки.)

Игра «Это правильно?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ и сказать, правильно ли зимой поступают дети. Отвечать нужно кратко - «да» или «нет». Можно спросить детей дополнительно: «Почему?»

Зимой дети тепло одеваются. Это правильно? (Да.)

Зимой дети на улице снимают шапки. Это правильно? (Нет.)

Зимой дети сосут сосульки. Это правильно? (Нет.)

Зимой дети кормят птиц. Это правильно? (Да.)

Зимой дети убирают с дорожек снег. Это правильно? (Да.)

Игра «Мороз»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Вот пришёл к нам мороз.

Щиплет щёки, щиплет нос.

Нам мороз не страшен.

Ручками помашем.

В ладошки мы похлопаем

И ножками потопаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Станет нам тепло опять.

А мороз-то злится,

Щиплет наши лица.

Нас мороз не испугает.

Как согреться, каждый знает.

Мы щёчки растираем

И в снежки играем.

Раз, два, три, четыре, пять

Станет нам тепло опять.

Игра «Снежки»

Для игры нужны снежки (скомканная бумага) и корзина или тазик. Каждый участник игры должен забросить снежок в корзину (тазик). Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра «Снеговик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы скатали снежный ком

И ещё один потом.

(Показываем: катим ком из снега.)

Получился снеговик.

Он не мал и не велик.

(Поднимаем руки вверх.)

Скучно во дворе стоять.

Снеговик пошёл гулять.

(Идём на месте.)

Топай, топай веселей,

Своих ножек не жалей!

Хлопай, хлопай веселей,

Своих ручек не жалей!

(Хлопаем.)

Игра «Собираем снежки»

На полу - много снежков (комочков ваты). У каждого участника игры - ведёрко. По команде дети начинают собирать снежки. Игра закончится, когда ни одного снежка не останется на полу. Победит тот, у кого окажется снежков больше, чем у других.

Игра «Лыжники»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Эта горка высока.

Мы достанем облака.

(Поднимаем руки вверх.)

Мы на горку забрались

И на лыжах едем вниз.

(Показываем: идём на месте и отталкиваемся палками.)

Мы нисколько не боялись,

(Качаем головой.)

Мчались с горки во весь дух.

(Работаем палками.)

А потом в сугроб свалились -

(Приседаем.)

Игра «Едем на лыжах»

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес на лыжную прогулку и предупреждает, что в лесу много препятствий, которые нужно объезжать. Дети выстраиваются в колонну по одному (в цепочку) вслед за воспитателем и двигаются по комнате, обходя препятствия - кубики. Задевать кубики нельзя.

Игра «Фигуристы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Во дворе большой каток.

Хорошо, что он широк.

(Показываем: разводим руки в стороны.)

Выступают не артисты,

А ребята-фигуристы.

Кружатся на месте,

Прыгают все вместе.

(Показываем.)

Руки поднимают,

Низко приседают.

(Показываем.)

Вправо, влево тянутся

И красиво кланяются.

(Показываем.)

Игра «Льдины»

На полу - листы бумаги. Это льдины. Дети должны пройти по комнате, наступая только на них. Тот, кому это удастся, победит.

Зимой зайчики хотели перейти через пруд. А лёд оказался ещё не крепкий, он сломался. Нужно идти только по льдинам, наступать только на льдины. Почему? Правильно, потому что иначе можно упасть в холодную воду и простудиться. Зайчики могут даже утонуть, если не умеют плавать.

Игра "Смешинка".

Начнем соревноваться?

Кто лучше умеет смеяться!

Мальчишки так: ха-ха-ха!

А девочки будут смеяться так: хи-хи-хи!

Кто себя в стишке узнает,

Ну, конечно, у девчонок… (Хи-хи-хи.)

Кто вечно бегает в припрыжку?

Энергичные мальчишки… (Ха-ха-ха.)

А кто в ярких здесь юбчонках?

Наши милые девчонки!… (Хи-хи-хи.)

Кто задиры-шалунишки?

Ну, конечно же, мальчишки!… (Ха-ха-ха.)

Игра "Новогоднее угощенье"!

Мы будем называть самые разные вкусности и вкусные разности. Если они встречаются в новогодних подарках, то вы дружно говорите "да".

Если, то, что мы будем называть, не бывает в сладких кулечках, вы говорите "нет". Договорились?…

Есть в мешочках леденцы?… (Да.)

И с капустой голубцы?… (Нет.)

Разные конфеты?… (Да.)

Вкусные котлеты?… (Нет.)

Бублики, баранки?… (Да.)

Из-под кофе банки?… (Нет.)

Апельсины, мандарины?… (Да.)

Макароны и сардины?… (Нет.)

Цветные карамельки?… (Да.)

Копченые сардельки?… (Нет.)

Халва, изюм, орешки?… (Да.)

Горячие пельмешки?… (Нет.)

Молочные ириски?… (Да.)

С горчицею сосиски?… (Нет.)

Чеснок и баклажаны?… (Да.)

Яблоки, Бананы?… (Нет.)

Молодцы, ребята, браво!

Отвечали вы на славу!

Игра "Сугробы и снежинки".

Моя любимая игра называется "Сугробы и Снежинки".

Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всем,

Скажу "сугробы" - мы садимся,

Скажу "сосульки" - все встаем.

Как скажу "снежинки" - кружимся,

"Елочка" - хлопаем руками.

Кто из вас внимательный

Мы сейчас узнаем.

Игра проводится под веселую музыку. Барашек дает команды: сугробы, сосульки, снежинки, елочка.… Увеличивая темп игры, ведущий пытается запутать ребят.

Танец - игра "Та-ра-рам".

Персонажи проводят танец-игру "Та-ра-рам".

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед и немного потрясем.

Мы танцуем "та-ра-рам",

Подпевайте громче нам,

И в ладоши хлопайте вот так!

Та - ра - рам! Та - ра - рам!

Руку левую вперед…

Ногу правую вперед…

Ногу левую вперед…

Нос единственный вперед…

Дружно прыгаем вперед, а потом еще назад,

А потом опять вперед, а потом опять назад.

Мы танцуем "та-ра-рам",

Подпевайте громче нам,

И в ладоши хлопайте вот так!

Припев: Та - ра - рам! Та - ра - рам!

Та - ра - рам! Та - ра - рам!

ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ

Ведущий, заранее выучив вопросы, задает их детям, которые отвечают одной и той же фразой. Вопросов можно придумать еще очень много. Главное, чтобы было весело.

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на пять?

Это я, это я, это все мои друзья.

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Это я, это я, это все мои друзья.

ПОЙМАЙ СНЕЖОК

Участвуют несколько пар. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно четырех метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого - мешочек с определенным количеством снежков (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество снежков.

ЛЕДЯНЫЕ ВОРОТА

Двое встают в круг и поднимают руки. Это - Ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз

Заморозим вас. На последних словах «ворота» опускают руки. Те, кого поймали - тоже становятся воротами (или должны выполнить фант).

ПОРТРЕТ ДЕДА МОРОЗА

За одну минуту несколько детей должны вместе нарисовать на листе ватмана портрет Деда Мороза. Так как рисуют все сразу - получается обычно очень весело! Если участников много, можно разделиться на две команды, и потом оценить, у кого Дед Мороз самый красивый.

ПОРТРЕТ ДЕДА МОРОЗА

«Новогодняя эстафета»

Участники делятся на 2 команды. Напротив каждой команды ставится стул, на нем лежат - шапка, шарф, варежки. По команде 1-й бежит к стулу, надевает шапку, варежки, шарф и кричит «С Новым Годом!», затем бежит к своей команде, дальше следующий…. Кто первый выполнит задание - победитель.

НОВОГОДНИЕ НОВОСТИ

Сейчас я сообщу вам самые что не наесть новогодние новости. Если новость вам понравится - кричите «Ура!» и хлопайте, если же не понравится - кричите «У - у!» и топайте.

Сегодня новогодняя ёлка!

В зале собрались самые красивые девчонки

И привлекательные мальчишки!

Наступили зимние каникулы

И длится они, будут один день!

И сразу наступят летние каникулы!

Вы будете отдыхать все лето

Под проливными дождями!

А затем выглянет солнышко!

Оно согреет вас своими лучами

И вдруг ударят морозы,

Но это ненадолго

Только на два месяца!

Совсем скоро придет Дедушка Мороз!

Принесет подарки,

Но вам их не даст,

Потому что вы двоечники и хулиганы!

Вы примерные дети?

Тогда будут вам и подарки, и угощения,

И забавы, и развлечения.

Еще одна игра предлагает вспомнить мотив песенки "Цыпленок жареный" и исполнить ее с новыми словами и новым содержанием.

У нас на юге,

На жарком юге

Сияет солнце круглый год.

И все танцуют,

Все веселятся,

Когда встречают Новый год!

Все поют песенку, а затем ведущий говорит: "Правая рука!" И это значит, что все еще раз исполняет эту "речевку", но при этом будут трясти правой рукой. С каждым очередным исполнением песенки даются новые задания: Правое плечо, левая рука, левое плечо, голова, левая нога. С каждым новым повтором у всех должны "трястись" все больше частей тела. Всем смешно и весело.

Театр - экспромт. При этом роли распределяются с помощью ответов на загадки.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной?

Ребенок, первый отгадавший загадку и сказавший ответ, получает куклу

Лисы (перчаточную) или игрушку Лисы.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной

(Медведь)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется?

Зимой, в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня

(Хлопушка)

Здесь Ваши новогодние поздравления и подарки от друзей и знакомых!

После того, как все роли распределены, пусть малыши станут участниками небольшого спектакля. Все в меру своих способностей исполняют свои роли в соответствии с сюжетом. Сюжет может быть прост.

Жила-была Хлопушка. Она была злая-презлая, она дралась с зайцем, падала на голову Лисе, подставляла "ножку" Медведю. Заяц плакал, Лиса утирала свой длинный нос, а Медведь ворчал недовольно. Но однажды позвал Медведь Зайца, Лису и решили они злушку-Хлопушку проучить. Окружили они ее, лапы к ней потянули, а Хлопушка надулась, рассердилась, да и лопнула от злости! А Медведь, Лиса и Зайчик стали веселиться и танцевать!

ЕЛОЧКИ БЫВАЮТ ...

Ведущий говорит: "Елочки бывают...большие, высокие, широкие, толстые...". А дети должны это показывать, причем ведущий делает другие движения, чтобы сбить всех с толку.

ВАЛЕНКИ

Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку

быстрее и наденет валенки.

ДОНЕСИ СНЕЖОК В ЛОЖКЕ!

Участвуют 2 играющих. Им дают в рот по ложке с ватным снежком в ней. По сигналу дети разбегаются в разные стороны вокруг елки. Побеждает тот, кто прибежит первым и не уронит снежок из ложки.

«Островок»

Под веселую музыку дети бегают в рассыпную или танцуют, как только музыка остановилась, они должны успеть запрыгнуть на «островок»(или начертить, или положить какой -нибудь круг из бумаги или картона). Кто не успел, тот выбывает из игры.

Зимние подвижные игры для детей

(средняя группа)

Воспитатель: Хохлачева Ольга Васильевна

«СНЕЖИНОЧКИ – ПУШИНОЧКИ».

Цель:

Учить подражать и согласовывать движения с движениями других детей

Развивать вестибулярный аппарат, умение расслабляться

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вырабатывать уверенность в себе.

Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону. Взрослый говорит:

«Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть».

Повтор : 4 раза.

Игра «Мы погреемся немножко».

Цель:

Формировать оптимальную двигательную активность детей на прогулке.

Доставить детям радость от игры.

Воспитывать интерес к новой игре.

Воспитатель читает текст дети повторяют за словами.

Мы погреемся немножко,

И захлопаем в ладошки!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ноги тоже мы погреем,

Мы затопаем скорее!

Топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ!

Рукавицы мы наденем,

Не боимся мы метелей!

Да-да-да-да,

Да-да-да-да!

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились!

Так-так-так-так,

Так-так-так-так!

Игра СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР».

Цель:

Учить детей действовать по сигналу.

Учить упражнять в беге, ориентироваться в пространстве.

Воспитывать интерес к играм.

Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: « Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок ». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Повтор: 3-4 раза.

Игра

«Снежинки»

Цель:

Учить детей бегать.

Уметь от одного движения перейти к другому.

Развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Снежинки по ветру летят, (Движения по тексту).

Снежинки на землю хотят.

Ветер дует всё сильней,

Снежинки кружатся быстрей.

Перестал дуть ветерок,

Снежинки сели все в кружок. (Можно повторить движениями в другую сторону).

Повтор: 4раза

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ».

Цель:

Упражнять умения быстро действовать по сигналу.

Развивать координацию движений.

- воспитывать интерес к играм.

Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

Повтор: 3-4 раза.

«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ».

Цель:

Совершенствование умения действовать по текст.

Учить прыгать отталкиваясь двумя ногами.

На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину площадки и становятся в круг. В середину круга становится названный взрослым ребенок, он зайка. Дети вместе с взрослым произносят текст и выполняют соответствующие движения:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит. Дети, присев, поднимают руки

Вот так, вот так к голове и шевелят кистями

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп Дети хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок – скок, скок – скок, Дети подпрыгивают на двух ногах

Надо зайке поскакать

Кто – то зайку испугал,

Зайка прыг и убежал.

Взрослый хлопает в ладоши. Дети вместе с зайкой убегают в свой дом.

Правила: выполнять движения согласно тексту, прыгать, отталкиваясь двумя ногами.

Повтор: 3-4 раза.

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ».

«ЗИМА ПРИШЛА!»

Цель:

Развивать в игровой форме основные физические качества: ловкость, силу, быстроту, координацию движений.

Повышать интерес к играм.

Приобщать детей к здоровому и активному образу жизни.

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять! » Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой! » - все бегут на свои места и снова прячутся.

Повтор: 4 раза.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

Цели:

Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».

Ход занятия:

Рассматривание картины «Зима»

Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.

Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.

Дидактическая игра «Елочные игрушки»

Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).

Дыхательное упражнение «Снежная туча»

Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дидактическая игра «Все засыпал снег»

Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).

Перед вами две снежные тучи.

(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).

Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.

Ручной труд «Снежное дерево»

Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.

Исследовательская деятельность «Снег-вода»

А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,
(Подбрасывают)

Два - поймаем,
(Ловят)

Три - уроним
(Роняют)

И... сломаем.
(Топают)

Ручной труд «Снежки»

Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.

Дидактическое упражнение «Положи снежок»

Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.

Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.

Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель

Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)

Упражнение «Сосулька»

Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.

Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»

Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.

Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.